ГРУППА РИСКА:
|
При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет. Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др. Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа педагога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения. Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: Словесные игры. Играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста. Упражнение «Лабиринты». Это упражнение хорошо развивает зрительное внимание, крупную моторику (движения руки и предплечья), безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Упражнение «Таблица» Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.
|
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения. Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно. Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Варианты кинезеологических упражнений. o Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. «Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры. «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты. При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию!!! . |
|
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ: Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка, могут проявляться:
|
Упражнение «Корректурная проба». Для этого упражнения нужна скучная книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», затем «у». Дальше зачеркиваем согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве), через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна обводится в кружочек, другая зачеркивается или подчеркивается. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (м-л, п-р, п-т (сходство написания); д-б,у-ю, г-д). Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, вымышленные истории, послания в будущее, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что ребенок пишет, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». Например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра. На стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "ду*п", или перед глухим согласным, типа "пло*шка". |
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ? У детей с дисграфией, как правило, хорошая зрительная память. Поэтому им ни в коем случае нельзя предлагать упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на обучающихся, имеющих навык грамотного письма.
|