МКОУ СОШ № 1« им. Героя РФ Игнатова В. Н.» г. Сосенский
г. Сосенский, Калужская область
  • «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ»

    Логопедическая рубрика «Познавайка»

    «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ»

    ГРУППА РИСКА:

    1. Леворукий ребенок;
    2. Переученный правша;
    3. Ребенок, который посещал логопедическую группу детского сада;
    4. Ребенок, который не посещал детский сад;
    5. Ребенок, в семье которого говорят на двух или более языках.
    6. Ребенок, который слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
    7. Ребенок, у которого есть проблемы с памятью, вниманием. К мерам профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

    При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

    Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

    Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа   педагога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения.

    Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

    Словесные игры. Играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву.

    Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

    Упражнение «Лабиринты». Это упражнение хорошо развивает зрительное внимание, крупную моторику (движения руки и предплечья), безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

    Упражнение «Таблица»

    Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

    Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

    Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

    Данные упражнения направлены на

    активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

    Под влиянием таких тренировок в

    организме происходят положительные

    структурные изменения. Чем интенсивнее

    нагрузка, тем они значительнее.

    Варианты кинезеологических упражнений.

    o Упражнения для развития

    межполушарного взаимодействия.

    «Колечко» - как можно быстрее

    перебирать пальчики рук, последовательно

    соединяя в кольцо с большим пальцем

    указательный, средний и т.д.

    «Зеркальное рисование» - на чистом

    листе бумаги, одновременно взяв обеими

    руками по карандашу, фломастеру,

    рисовать зеркально - симметричные

    картинки, буквы, узоры.

    «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

    Количество повторений:5-15; время

    упражения:10-35 мин.в день.

    Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с

    использованием массажёров разной

    степени твёрдости и остроты.

    При покупке массажёра обязательно

    прочитайте инструкцию!!!

    .

    Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ:

    Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка, могут проявляться:

    • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
    • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
    • нарушением слитности и раздельности написания слов;
    • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

    Упражнение «Корректурная проба». Для этого упражнения нужна скучная книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», затем «у».

    Дальше зачеркиваем согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве), через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна обводится в кружочек, другая зачеркивается или подчеркивается. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (м-л, п-р, п-т (сходство написания); д-б,у-ю, г-д).

    Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, вымышленные истории, послания в будущее, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что ребенок пишет, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». Например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра. На стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).

    Под "слабыми долями" подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "ду*п", или перед глухим согласным, типа "пло*шка".

    ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

    У детей с дисграфией, как правило, хорошая зрительная память. Поэтому им ни в коем случае нельзя предлагать упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на обучающихся, имеющих навык грамотного письма.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie